Главное меню:
Учебная работа
ОДОБРЕНО
Постановление коллегии
Министерства образования
Республики Беларусь
10.05.2022 № 4.11
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ШКОЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Настоящий Государственный школьный стандарт (далее - Стандарт) разработан на основании положений Конституции Республики Беларусь, Закона Республики Беларусь от 19 ноября 1993 г. № 2570-XII "О правах ребенка", Кодекса Республики Беларусь об образовании, иных актов законодательства.
2. Цель Стандарта - обеспечение эффективности образовательного процесса, безопасных условий пребывания учащихся в учреждении общего среднего образования, укрепления дисциплины и правопорядка, достижения отношений сотрудничества, взаимоподдержки между всеми участниками образовательного процесса в целях обеспечения доступности и качества общего среднего образования, успешной социализации учащихся в динамичных условиях цифрового общества, подготовки к осознанному выбору профессии и продолжению образования на протяжении жизни.
3. Настоящий Стандарт обязателен для применения во всех учреждениях общего среднего образования (далее - учреждения образования).
4. В настоящем Стандарте применяются термины и их определения в значениях, установленных Кодексом Республики Беларусь об образовании, иными актами законодательства.
5. Настоящий Стандарт регламентирует вопросы организации образовательного процесса и взаимодействия его участников посредством установления требований к ресурсным (кадровым и материально-техническим) и иным условиям реализации образовательных программ общего среднего образования, поведению и взаимодействию участников образовательного процесса в целях укрепления дисциплины и правопорядка в учреждениях образования, создания атмосферы взаимопонимания и сотрудничества участников образовательного процесса.
ГЛАВА 2
ПОЛНОМОЧИЯ, ОБЯЗАННОСТИ УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕСОБЛЮДЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОБРАЗОВАНИИ
6. Функционирование учреждения образования обеспечивается в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
7. Учреждение образования в сфере общего среднего образования самостоятельно в осуществлении образовательной деятельности, подборе и расстановке кадров, разработке и принятии локальных правовых актов, иной деятельности в пределах, установленных актами законодательства и уставом учреждения образования.
8. Учреждение образования в зависимости от вида и в соответствии с актами законодательства вправе:
9. Учреждения образования обязаны обеспечивать:
10. Локальные правовые акты учреждения образования не должны противоречить ее уставу и актам законодательства.
11. Использование при реализации образовательных программ общего среднего образования методов и средств обучения и воспитания, образовательных технологий, наносящих вред физическому или психическому здоровью обучающихся, не допускается (запрещается).
12. При реализации инновационного проекта должны быть обеспечены соблюдение прав и законных интересов участников образовательного процесса, предоставление и получение образования, уровень и качество которого не могут быть ниже требований, установленных образовательными стандартами общего среднего образования.
13. Учреждение образования несет ответственность в установленном законодательством порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к его полномочиям, за жизнь и здоровье учащихся, педагогических и иных работников учреждения образования во время образовательного и воспитательного процессов, реализацию не в полном объеме образовательных программ общего среднего образования в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников.
14. За нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод учащихся, законных представителей несовершеннолетних учащихся, нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности учреждение образования и его должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях.
ГЛАВА 3
ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
15. В учреждении образования должны быть созданы условия для реализации образовательного процесса:
16. Кадровые условия реализации образовательных программ общего среднего образования в учреждениях образования предусматривают:
17. Учреждения образования должны быть укомплектованы квалифицированными кадрами.
18. Должностная инструкция, квалификационные требования для каждой занимаемой должности должны соответствовать должностным обязанностям, установленными актами законодательства.
19. Непрерывное профессиональное образование педагогических работников обеспечивается посредством освоения ими содержания образовательной программы повышения квалификации руководящих работников и специалистов по мере необходимости, но не реже чем один раз в три года.
20. Квалификационные категории (учитель-методист, высшая, первая, вторая) присваиваются учителям по результатам аттестации, порядок проведения которой установлен актом законодательства в сфере образования.
21. В учреждениях образования при необходимости создаются условия для сетевой формы взаимодействия с организацией, предоставляющей ресурсы, необходимые для организации образовательного процесса в соответствии с учебно-программной документацией образовательных программ общего среднего образования в целях освоения их содержания учащимися.
22. Материально-технические условия реализации образовательных программ общего среднего образования должны обеспечивать:
педагогическими работниками при организации, осуществлении и анализе результатов образовательного процесса;
учащимися на учебных занятиях (занятиях), при выполнении домашних заданий, в проектной и исследовательской деятельности;
законными представителями несовершеннолетних учащихся как участниками образовательного процесса;
23. В учреждениях образования должны быть:
24. Приобретение и поставка средств обучения и воспитания для оснащения учреждений образования, финансируемых за счет средств местных бюджетов, для обеспечения реализации образовательных программ общего среднего образования, может осуществляться за счет средств республиканского бюджета, иных источников, не запрещенных актами законодательства, в рамках государственной программы развития системы образования.
25. Размещение учреждений образования и их территория; планировочная структура зданий; санитарно-техническое благоустройство; освещение помещений, оборудование и содержание помещений; организация образовательного и воспитательного процессов;
распорядок дня; медицинское обеспечение учащихся; организация питания учащихся, размещение и устройство объектов питания, оборудование, инвентарь и посуда, личная гигиена работников; транспортировка и хранение продовольственного сырья и пищевых продуктов в объектах питания; рационы питания учащихся; технология приготовления блюд в объектах питания учащихся должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям.
26. В учреждениях образования должны соблюдаться требования актов законодательства к:
27. Запрещаются действия (бездействие), приводящие к необоснованному сокращению или ухудшению материально-технической базы учреждений образования.
ГЛАВА 4
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОПУСКНОГО РЕЖИМА В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ
28. Пропускной режим - порядок, обеспечиваемый совокупностью мероприятий и правил, исключающих возможность бесконтрольного входа (выхода) лиц, въезда (выезда) транспортных средств, вноса (выноса), ввоза (вывоза) имущества на территорию учреждения образования (с территории учреждения образования), устанавливаемый в целях защиты учреждения образования от противоправных посягательств.
29. Инструкция о пропускном режиме в учреждении образования утверждается его руководителем.
30. Пропускной режим в учреждения образования должен предусматривать:
31. Доступ работников, обучающихся и их законных представителей, иных посетителей в здание учреждения образования и обратно производится через пост дежурного (сторожа, вахтера).
32. Круглосуточный доступ в здание учреждения образования разрешается:
33. Доступ в здание учреждения образования должностных лиц обслуживающих организаций, иных посетителей осуществляется при предъявлении документа, удостоверяющего личность, регистрации данных посетителя сторожем (вахтером) в журнале регистрации посетителей с указанием цели посещения.
34. Проезд служебного автотранспорта (вывоза твердых бытовых отходов, доставки продуктов, иное) осуществляется согласно графику. Служебный автотранспорт по доставке оборудования и материалов пропускается на территорию учреждения образования при предъявлении товарно-транспортной накладной и (или) путевого листа.
35. Личный автотранспорт на территорию учреждения образования не пропускается.
36. При стихийных бедствиях, пожарах и других чрезвычайных ситуациях, а также при внезапном возникновении состояний, требующих экстренного или неотложного медицинского вмешательства, специальный транспорт пропускается на территорию учреждения образования беспрепятственно.
37. При чрезвычайных ситуациях пропускной режим в здание учреждения образования ограничивается для всех лиц, кроме задействованных в ликвидации чрезвычайной ситуации.
38. После ликвидации чрезвычайной ситуации организация пропускного режима возобновляется.
39. Ответственность за организацию пропускного режима возлагается на руководителя учреждения образования или его заместителя.
ГЛАВА 5
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ УЧАЩИХСЯ
40. Учащиеся имеют право на:
41. Учащиеся обязаны:
42. Учащимся в учреждении образования и на его территории категорически запрещается:
43. Иные права и обязанности учащихся устанавливаются Кодексом Республики Беларусь об образовании, иными актами законодательства, учредительными документами и иными локальными нормативными правовыми актами учреждения образования.
ГЛАВА 6
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
44. Порядок посещения учащимися учебных занятий.
Учебные занятия, классные и информационные часы проводятся по расписанию или в соответствии с графиком, утвержденным руководителем учреждения образования, и являются обязательными для посещения всеми учащимися.
При входе учителя в класс учащиеся встают в знак приветствия.
Выполнение требований учителя на уроке является для учащихся обязательным и безоговорочным.
В случае, если учащийся не выполняет требования учителя, нарушает дисциплину во время урока, учитель информирует об этом дежурного администратора и учащийся удаляется с урока в сопровождении дежурного администратора.
В случае, если требования учителя нарушают права учащегося, последний может проинформировать об этом дежурного администратора.
Дежурный администратор вызывает в учреждение образования законного представителя учащегося, а при необходимости - сотрудника территориального органа внутренних дел.
Дежурный администратор после изучения ситуации вправе разрешить учащемуся присутствовать на последующих уроках.
В случае, если законный представитель не прибывает в учреждение образования в краткие сроки, дежурный администратор вправе забрать учащегося с любого последующего урока для разбирательства по прибытии законного представителя в учреждение образования.
В случае невыполнения домашнего задания по какой-либо причине, учащийся до начала урока обязан сообщить об этом учителю.
Не позднее чем за 5 минут до начала урока каждый учащийся:
занимает место в учебном кабинете (классе), определенное классным руководителем;
готовит необходимые для работы на уроке учебники и учебные принадлежности;
ставит на бесшумный режим устройство мобильной связи (интернет-связи), кладет его в предназначенное для этого приспособление (коробку), которое может находиться на отдельно стоящем столе или столе учителя.
Учащийся, опоздавший на урок, обязан объяснить учителю причину опоздания.
Во время урока учащиеся внимательно слушают объяснения учителя и ответы других учащихся, не допуская комментариев и реплик с места.
При ответе на вопрос учителя учащийся встает. С разрешения учителя возможен ответ сидя.
О своей готовности к ответу либо о возникшем в ходе объяснения учителем материала вопросе учащийся информирует, поднимая руку.
Дополнения и исправления ответов других учащихся возможны только с разрешения учителя.
Во время проведения контрольных и самостоятельных работ учащийся выполняет их самостоятельно. Помощь других учащихся не допускается. Разрешается пользоваться только теми материалами, которые перечислены учителем. В случае нарушения этих правил, учитель имеет право изъять у учащегося работу и оценить только ту часть работы, которая выполнена учащимся самостоятельно.
Во время урока учащийся должен следить за своей осанкой.
Звонок об окончании урока дается для информирования учителя и учащихся об окончании занятия. Учащиеся покидают класс только с разрешения учителя.
Для занятий на уроках физической культуры и здоровья учащиеся переодеваются в спортивную форму.
По окончании урока учащиеся наводят порядок на рабочем месте, забирают свои устройства мобильной связи (интернет-связи).
45. В случае пропуска занятий по болезни, учащийся или законные представители информируют классного руководителя о причине отсутствия в устной форме.
В день выхода на занятия учащийся предъявляет пояснения об уважительности причины пропуска занятий.
Уважительной причиной считается:
46. Дежурство учащихся.
В учреждении образования из числа учащихся VII-XI классов назначаются дежурные, которые помогают дежурному администратору, дежурному учителю поддерживать дисциплину во время перемен, чистоту и порядок в школе.
В каждом классе назначается в соответствии с графиком дежурный по классу, который во время перемены помогает учителю подготовить класс к уроку: раздает учебные пособия и тетради учащихся, помогает подготовить к уроку иные учебно-методические пособия.
Из числа учащихся VII-X классов назначаются дежурные по столовой, которые перед раздачей пищи моют руки с мылом, надевают головные уборы, фартуки.
47. Порядок нахождения учащихся на перемене.
Перемена предназначена:
для перехода в другой кабинет (при необходимости) в соответствии с расписанием учебных занятий;
отдыха и физической разминки;
приема пищи;
проветривания класса, для чего учащимся необходимо выйти из класса;
подготовки к уроку, иное;
При движении по коридорам, лестницам, проходам учащимся необходимо придерживаться правой стороны.
Во время перерывов учащимся запрещается:
шуметь, мешать отдыхать другим, бегать по лестницам, вблизи оконных проемов и в других местах, не приспособленных для игр;
толкать друг друга, бросаться предметами и применять физическую силу для решения любого рода конфликтных ситуаций;
кататься в учреждении образования и на его территории на велосипедах, самокатах и других средствах передвижения;
употреблять непристойные выражения и жесты в адрес других учащихся, других лиц, запугивать, заниматься вымогательством. Нарушение данного пункта влечет за собой применение мер, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.
48. Порядок нахождения в местах массового пребывания.
48.1. Столовая.
В столовую учащиеся ходят организованно, в сопровождении учителя, который проводил урок.
Учащиеся соблюдают правила гигиены: входят в помещение столовой без верхней одежды, моют руки перед едой.
Учащиеся обслуживаются в буфете в порядке живой очереди, выполняют требования работников столовой, проявляют внимание и осторожность при получении и употреблении горячих и жидких блюд.
Употреблять блюда, напитки, продукты питания, приобретенные в столовой, буфете и принесенные с собой, разрешается только в столовой. Во время приема пищи учащиеся должны соблюдать культуру питания.
Каждый учащийся убирает за собой столовые принадлежности и посуду в специально отведенные места.
48.2. Спортивный зал.
Занятия в спортивном зале организуются в соответствии с расписанием его работы.
Посещение занятий в спортивном зале допускается только в спортивной форме и сменной обуви.
Запрещается находиться в спортивном зале без учителя, воспитателя группы продленного дня, иного педагогического работника.
Занятия во внеурочное время в спортивном зале организуются по расписанию спортивных секций.
48.3. Санитарные комнаты.
При пользовании санитарными комнатами учащиеся должны соблюдать чистоту и порядок, правила личной гигиены;
Запрещается задерживаться в санитарной комнате без надобности, а также сорить, курить, принимать пищу, напитки, бросать в раковины и унитазы посторонние предметы.
48.4. Гардероб.
По окончании занятий (учебных, факультативных, стимулирующих, поддерживающих, в объединениях по интересам), внеклассных мероприятий учащиеся под руководством учителя, проводившего занятия, идут в гардероб. Учащиеся в порядке очередности забирают свою одежду, соблюдая порядок и меры безопасности.
В случае обнаружения пропажи одежды или обуви, учащийся обязан сообщить о случившемся классному руководителю или дежурному администратору.
Учащиеся не оставляют в карманах верхней одежды ключи от дома, деньги, проездные документы, устройства связи (интернет связи) иные ценные вещи.
В случае обнаружения оставленных и (или) забытых кем-то в гардеробе вещей учащиеся передают их вахтеру или дежурному учителю.
49. Порядок посещения учащимися мероприятий во внеучебное время.
Учащимся запрещается опаздывать на мероприятия, проводимые во внеучебное время.
Присутствие на мероприятиях, проводимых во внеучебное время в учреждении образования, лиц, не обучающихся в этом учреждении образования, допустимо только с разрешения ответственного за проведение мероприятия (заместителя директора по воспитательной работе, дежурного администратора).
Учащиеся, присутствующие на мероприятиях, проводимых во внеучебное время в учреждении образования, и лица, не обучающиеся в этом учреждении образования, допущенные к участию в мероприятии, должны иметь опрятный внешний вид, соответствующий возрасту макияж.
Не разрешается присутствие в верхней одежде и головных уборах на мероприятиях, проводимых в актовом, спортивном залах, иных помещениях учреждения образования.
Приход и уход с мероприятия осуществляется организованно, в порядке, установленном ответственным за проведение мероприятия.
Учащиеся обязаны соблюдать инструкции о мерах безопасности для учащихся, предусмотренные для конкретного мероприятия, и выполнять в полном объеме требования ответственного за проведение мероприятия.
К занятиям в спортивных секциях, участию в спортивных соревнованиях учащиеся допускаются с разрешения врача, к туристическим походам - с разрешения медицинского работника.
Общественно полезный труд учащихся во внеурочное время проводится не ранее чем через 30 мин после окончания уроков. Продолжительность общественно полезного труда и виды работ устанавливаются Санитарными нормами, правилами и гигиеническими нормативами.
50. Требования к внешнему виду учащегося.
Учащиеся обязаны придерживаться делового стиля одежды, предназначенного для посещения ими учебных занятий в учреждениях образования, с учетом общих (одинаковых) элементов одежды, в том числе и наличие "эмблемы" на элементах одежды делового стиля.
Совет учреждения образования имеет право выбора единой модели, цвета и качества тканей, из которых изготовливается одежда делового стиля.
В зимнее время в комплект одежды могут входить трикотажный свитер или жилет.
При посещении учащимися учебных занятий не допускаются:
спортивная одежда и обувь, предназначенные для занятий физической культурой и спортом;
вещи, имеющие яркие, вызывающие рисунки;
грязная, мятая (неопрятная) и иная одежда, не предназначенная для посещения учреждения образования;
верхняя одежда и головные уборы;
обилие бижутерии, наличие пирсинга, яркого экстравагантного макияжа и цвета волос, праздничных причесок и аксессуаров, отражающих символику музыкальных групп и различных направлений молодежной субкультуры и спортивных клубов.
Спорные вопросы, связанные с внешним видом учащегося, решает администрация учреждения образования.
ГЛАВА 7
ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ УСТРОЙСТВАМИ МОБИЛЬНОЙ СВЯЗИ (ИНТЕРНЕТ-СВЯЗИ)
51. В здании учреждения образования учащиеся обязаны ставить устройства мобильной связи (интернет-связи) в режим вибровызова или бесшумный режим.
52. Во время проведения учебных, факультативных, стимулирующих, поддерживающих занятий, занятий в объединениях по интересам, внеклассных мероприятий устройства мобильной связи (интернет-связи) должны находиться в предназначенном приспособлении (коробке) в состоянии бесшумного режима.
Пользоваться устройством мобильной связи (интернет-связи) во время учебных, факультативных, стимулирующих, поддерживающих занятий, занятий в объединениях по интересам, внеклассных мероприятий можно только с разрешения учителя.
53. Пользоваться устройством мобильной связи (интернет-связи) в учреждении образования на перерывах между занятиями (звонить, отправлять сообщения) учащимся разрешено исключительно для оперативной связи с родителями (законными представителями), братьями (сестрами), иными близкими родственниками только в случаях безотлагательной необходимости.
54. В случае однократного нарушения правил пользования устройствами мобильной связи (интернет-связи), учащийся должен написать объяснительную записку с указанием причины нарушения настоящих Правил. Классным руководителем (учителем) учащемуся делается запись в дневник.
56. При повторном факте нарушения правил пользования устройствами мобильной связи (интернет-связи) производится изъятие телефона у учащегося. В учреждение образования приглашаются родители (законные представители), и после беседы с директором (членом администрации) им возвращается устройство мобильной связи (интернет-связи). На учащегося налагается взыскание, определяемое директором учреждения образования.
ГЛАВА 8
ПООЩРЕНИЯ И ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ УЧАЩИХСЯ
57. В качестве поощрения к учащимся могут применяться следующие меры:
58. Поощрение объявляется приказом руководителя учреждения образования. Выписка из приказа хранится в личном деле учащегося.
59. За совершение учащимся дисциплинарного проступка (в том числе неоднократное нарушение устава и правил для учащихся учреждения образования) устанавливается дисциплинарная ответственность, которая выражается в применении к нему следующих мер дисциплинарного взыскания:
60. Досрочное прекращение образовательных отношений (отчисление) как мера дисциплинарного взыскания не применяется к учащемуся, не достигшему восемнадцати лет и не завершившему освоение содержания образовательной программы базового образования, образовательной программы среднего образования.
61. Право выбора меры дисциплинарного взыскания принадлежит руководителю учреждения образования.
ГЛАВА 9
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ УЧАЩИХСЯ
62. В соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, Законом Республики Беларусь "О правах ребенка" и иными актами законодательства законные представители несовершеннолетних обучающихся имеют право на:
63. Законные представители несовершеннолетних учащихся обязаны:
ГЛАВА 10
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
64. В своей деятельности педагогические работники руководствуются Этическими правилами педагогических работников учреждений образования Республики Беларусь.
65. Педагогические работники в соответствии с актами законодательства имеют право на:
66. Иные права педагогических работников устанавливаются в соответствии с актами законодательства учредительными документами и иными локальными правовыми актами учреждений образования.
67. Педагогические работники обязаны:
68. Иные обязанности педагогических работников устанавливаются в соответствии с актами законодательства учредительными документами и иными локальными правовыми актами учреждений образования, трудовыми или гражданско-правовыми договорами.
69. Педагогические работники не вправе оказывать платные консультативные услуги по отдельным учебным предметам, модулям, темам, в том числе помощь в подготовке к вступительным испытаниям (репетиторство), учащимся, если это приводит к конфликту интересов педагогического работника.
70. Педагогическим работникам запрещается использовать образовательный и воспитательный процессы в политических целях или для побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции Республики Беларусь и актам законодательства.